Противодействие коррупции

 

 

 

План

мероприятий по профилактике коррупционных правонарушений в

Государственном казенном учреждении Нижегородской области «Управление социальной защиты населения города Арзамаса» (далее - УСЗН г. Арзамаса) на 2017-2018 годы

 

№ п/п

Мероприятия

Срок выполнения

Контроль за исполнением

Исполнители

1.

Совершенствование нормативной базы в сфере противодействия коррупции

1.1.

Разработка, согласование проекта и утверждение Антикоррупционной политики УСЗН г. Арзамаса

Февраль 2017

Набатова И.В.

Киселева Е.В.

Тукова Е.В.

Ваганов Е.Н.,

1.2.

Информирование работников о принятой в УСЗН Антикоррупционной политики

Февраль 2017

Набатова И.В.

Набатова И.В.

1.3.

Ознакомление с Антикоррупционной политикой лиц, принимаемых на работу в УСЗН г. Арзамаса, под роспись

При приеме на работу работника

Набатова И.В.

Петрякова Е.А.

1.4.

Размещение Антикоррупционной политики на корпоративном сайте УСЗН г. Арзамаса

В течение 2 рабочих дней после утверждения

Набатова И.В.

Ваганов Е.Н.

1.5.

Регулярный мониторинг хода и эффективности реализации Антикоррупционной политики УСЗН г. Арзамаса

постоянно

Набатова И.В.

Киселева Е.В.

Тукова Е.В.

Ваганов Е.Н.,

1.6.

Реализация предусмотренных Политикой антикоррупционных мер

постоянно

Набатова И.В.

Киселева.Е.В.

Тукова Е.В.

Рубцова С.А.

Костылева С.В

Ваганов Е.Н.

Начальники отделов (секторов)

1.7.

Определение должностных лиц УСЗН г. Арзамаса, ответственных за реализацию Антикоррупционной политики

Февраль 2017

Набатова И.В.

Киселева Е.В.

Тукова Е.В.

1.8.

Анализ применения Антикоррупционной политики и, при необходимости, ее пересмотр

Декабрь 2017

Декабрь 2018

Набатова И.В.

Киселева Е.В.

Тукова Е.В.

Ваганов Е.Н.

1.9.

Определение и закрепление обязанностей специалистов УСЗН г. Арзамаса, связанных с предупреждением и противодействием коррупции

Март 2017

Набатова И.В.

Киселева Е.В.

Тукова Е.В.

1.10.

Установление перечня реализуемых УСЗН г. Арзамаса антикоррупционных мероприятий, стандартов и процедур и порядок их выполнения

Февраль 2017

Набатова И.В.

Киселева Е.В.

Тукова Е.В.

Ваганов Е.Н.

1.11.

Пересмотр трудовых договоров (контрактов), а также должностных инструкций специалистов, связанных с предупреждением и противодействием коррупции, а также ответственных за противодействие коррупции

Март 2017

Киселева Е.В.

Ваганов.Е.Н.

Петрякова Е.А.

2.

Оценка коррупционных рисков

2.1.

Сформирование перечня должностей, связанных с высоким коррупционным риском

Февраль 2017

Набатова И.В.

Тукова Е.В.

Киселева Е.В.

2.2.

Разработка комплекса мер по устранению или минимизации коррупционных рисков

постоянно

Набатова И.В.

Тукова Е.В.

Киселева Е.В.

2.3.

Подготовка и разработка Карты коррупционных рисков УСЗН г. Арзамаса

Март 2017

Набатова

Тукова Е.В.

Киселева Е.В.

Начальники отделов (секторов)

3.

Выявление и урегулирование конфликта интересов в УСЗН г. Арзамаса

3.1.

Разработка Положения о конфликте интересов, определение целей и задач Положения, используемые в положении понятия и определения

Март 2017

Набатова И.В.

Киселева Е.В.

Тукова Е.В.

Ваганов Е.Н.

3.2.

Раскрытие конфликта интересов работником УСЗН г. Арзамаса и порядок его урегулирования, в том числе возможные способы разрешения возникшего конфликта интересов

В течение срока действия плана

Киселева Е.В.

Петрякова Е.А.

3.3.

Закрепление в должностных инструкциях обязанностей работников в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов

Март 2017

Киселева Е.В.

Ваганов Е.Н.

Петрякова Е.А.

3.4.

Определение лиц, ответственных за прием сведений о возникшем конфликте интересов и рассмотрение этих сведений

Март 2017

Набатова И.В.

Набатова И.В.

4

Проведение профилактической работы со специалистами УСЗН г. Арзамаса

4.1.

Разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы специалистов УСЗН г. Арзамаса

В течение срока действия плана

Набатова И.В.

Киселева Е.В.

Тукова Е.В.

Начальники отделов (секторов)

4.2.

Ведение раздела на официальном сайте УСЗН г. Арзамаса в сфере противодействия коррупции

постоянно

Киселева Е.В.

Ваганов Е.Н.

4.3.

Оказание юридической, методической и консультационной помощи по вопросам применения законодательства Российской Федерации и Нижегородской области в сфере противодействия коррупции

В течение срока действия плана

Киселева Е.В.

Ваганов Е.Н.

4.4.

Обеспечение контроля за достоверностью персональных данных, представляемых кандидатами при поступлении на работу в УСЗН г. Арзамаса

постоянно

Набатова И.В.

Петрякова Е.А.

4.5.

Проведение анализа поступивших жалоб, информации, фактов на действия специалистов УСЗН г. Арзамаса, на предмет наличия в них информации о фактах коррупции.

по мере поступления

Набатова И.В.

Петрякова Е.А.

Заместители директора,

Начальники отделов (секторов)

5.

Организация информационно-методических мероприятий в государственных бюджетных/казенных учреждениях системы социальной защиты населения города Арзамаса

5.1.

Проведение в подведомственных Государственных бюджетных/казенных учреждениях системы социальной защиты населения города Арзамаса, обучающих семинаров по противодействию коррупции

Февраль 2017

Набатова И.В.

Ваганов Е.Н.

5.2.

Проведение при необходимости в подведомственных Государственных бюджетных/казенных учреждениях системы социальной защиты населения города Арзамаса разъяснительной работы по противодействию коррупции

В течение срока действия плана

Набатова И.В.

Ваганов Е.Н.

5.3.

Направление в подведомственные Государственные бюджетные/казенные учреждения системы социальной защиты населения города Арзамаса методических писем, а также информирование в случае изменения законодательства в сфере противодействия коррупции

В течение срока действия плана

Набатова И.В.

Ваганов Е.Н.

6

Противодействие коррупции при размещении государственных заказов

6.1.

Мониторинг, выявление и устранение коррупционных рисков, в том числе причин и условий коррупции в деятельности по размещению государственных заказов

при размещении государственных заказов

Киселева Е.В.

Специалисты контрактной службы УСЗН г. Арзамаса

6.2.

Принятие мер по предупреждению коррупции при взаимодействии с организациями-контрагентами и в зависимых организациях

В течение срока действия плана

Киселева Е.В.

Специалисты контрактной службы УСЗН г. Арзамаса

6.

Иные мероприятия по вопросам противодействия коррупции

6.1.

Организация работы по приему и учету обращений граждан и юридических лиц о коррупционных действиях работников.

Рассмотрение обращений граждан в соответствии с законодательством о порядке рассмотрения обращений граждан

постоянно

Набатова И.В.

Киселева Е.В.

Тукова Е.В.

6.2.

Осуществление внутреннего контроля и аудита

В течение срока действия плана

Набатова И.В.

Рубцова С.А.

6.3.

Взаимодействие с государственными органами, осуществляющими контрольно-надзорные функции, с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции

В течение срока действия плата

Набатова И.В.

Киселева Е.В.

Тукова Е.В.

6.4.

Проведение проверок деятельности подведомственных Учреждений в части организации и реализации профилактических антикоррупционных мероприятий

Согласно графику проведения проверок специалистами УСЗН г. Арзамаса

Набатова И.В.

Ваганов Е.Н.

Основные понятия используемые в настоящем Федеральном законе:

  • Злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное представление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.12..2012 №280-ФЗ г.) «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

  1. признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
  2. законность;
  3. публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  4. неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
  5. комплексное использование политических , организационных , информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер.
  6. приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
  7. сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Правовую основу противодействия коррупции составляют:Конституция РФ, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, федеральные законы, нормативно-правовые акты Президента РФ, а также нормативно-правовые акты Правительства РФ, иных федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ, в том числе:
В соответствии со статьей 6 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер по профилактике коррупции является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

Основными направлениями деятельности учреждений по повышению эффективности противодействия коррупции являются:

  • проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
  • принятие мер, направленных на привлечение граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
  • обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
  • совершенствование порядка использования государственного имущества, государственных ресурсов;
  • усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
  • повышение ответственности должностных лиц за неприятие мер по устранению причин коррупции.

Статьей 14 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрена ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения. В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Законом Нижегородской области от 07.03.2008 № 20-З (ред. от 07.02.2011) «О противодействии коррупции в Нижегородской области»(далее – Закон области) основными задачами антикоррупционной политики являются:

  1. создание системы мер противодействия коррупции в Нижегородской области;
  2. устранение причин, порождающих коррупцию, и противодействие условиям, способствующим ее появлению;
  3. вовлечение граждан в реализацию антикоррупционной политики;
  4. формирование антикоррупционного сознания, нетерпимости по отношению к коррупционным действиям.

Статьей 12 Закона области предусмотрено антикоррупционное образование и пропаганда.
Антикоррупционное образование осуществляется путем обучения и воспитания в интересах личности, общества антикоррупционного мировоззрения, формирования нетерпимости к коррупционному поведению, повышения уровня правосознания и правовой культуры.
Мероприятия по антикоррупционному образованию и антикоррупционной пропаганде в обязательном порядке включаются в программы противодействия коррупции.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – 8-ФЗ) основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности являются:

  1. открытость и доступность информации о деятельности учреждений, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
  2. достоверность информации о деятельности и своевременность ее предоставления;
  3. свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности учреждений любым законным способом;
  4. соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности учреждений.

Комиссия по реализации антикоррупционной политики.

В целях реализации Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Закона Нижегородской области от 7 марта 2009 года № 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» в Государственном казенном учреждении Нижегородской области «Управление социальной защиты населения города Арзамаса" далее УСЗН) создана и действует комиссия по соблюдению требований к служебному поведению специалистов УСЗН.
Состав комиссии комиссия по реализации антикоррупционной политики в УСЗН:

  • Набатова Ирина Владимировна - директор УСЗН, председатель комиссии;

Члены комиссии:

  • Киселева Елена Владимировна - заместитель директора;
  • Тукова Елена Владимировна – заместитель директора;
  • Петрякова Елена Александровна - ведущий специалист, председатель Совета трудового коллектива.

Основанием для заседания комиссии является поступление информации о нарушении должностными лицами требований к служебному поведению или возникновению конфликта интересов.
а) полученная от правоохранительных, судебных или иных государственных органов, от организаций, должностных лиц или граждан информация о совершении специалистом УСЗН г.Арзамаса проступков, порочащих его честь и достоинство, или об ином нарушении требований к служебному поведению;

б).информация о наличии у специалиста УСЗН личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Порядок представления информации:

  • Информация должна быть представлена в письменном виде и содержать следующую информацию:
  1. фамилию, имя, отчество работника УСЗН и его должность;
  2. описание нарушения работником требований к служебному поведению или наличию личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов;
  3. данные об источнике информации.
  • В Комиссию могут быть представлены материалы, подтверждающие нарушение работником требований к служебному поведению или наличие у него личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
  • Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.

Указанную информацию можно  направить:

  • в письменном виде по адресу: г. Арзамас, ул. 2-ая Вокзальная, 1 А,
  • через электронную приемную на адрес директора http://uslugi.uszn40.ru/;
  • по адресу электронной почты uszn40@soc.arz.nnov.ru;
  • оставив запись в Книге обращений в приемной УСЗН;
  • оставив письмо в Ящике обращений в Клиентской службе № 2 по адресу: г. Арзамас, ул. 2-ая Вокзальная, 1 А литер Б;
  • обратившись лично к директору УСЗН, в часы приема среда с 15.00 до 17.00;
  • по телефону "горячей линии" 8-831-47-9-76-94 

Режим работы «горячей линии»: понедельник-четверг: с 8:00 до 17:00, пятница: с 8:00 до 16:00, перерыв на обед с 12:12 до 13:00

 

Ответственность граждан при получении государственных мер социальной поддержки.

Государственное казенное учреждение Нижегородской области «Управление социальной защиты населения города Арзамаса» сообщает: 10 декабря 2012 года вступил в законную силу Федеральный закон от 29.11.2012 №207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», существенным образом изменив правовое регулирование отношений связанных с вопросами привлечения к уголовной ответственности за мошенничество.
Глава 21 УК РФ была дополнена шестью новыми статьями (ст.ст. 159.1-159.6 УК РФ), предусматривающими уголовную ответственность за мошеннические действия (бездействие), связанные с получением выплат (ст.159.2 УК РФ):

мошенничество при получении выплат

согласно ч.1 ст. 159.2 УК РФ мошенничеством при получении выплат является такое хищение денежных средств или иного имущества, которое связано с получением пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем предоставления, заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат.

Государственное казенное учреждение Нижегородской области «Управление социальной защиты населения города Арзамаса» в соответствии с установленными полномочиями проводит регулярные проверки достоверности представленных гражданами сведений для получения социальных выплат. Если в ходе проверки сведений представленных гражданами, выявляются факты, требующие проверки правоохранительных органов, государственное учреждение обязано направить соответствующее заявление в органы полиции для проведения уголовного расследования.

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Государственного казенного учреждения Нижегородской области

«Управление социальной защиты населения г. Арзамаса»

Общие положения

 

1. Настоящая Антикоррупционная политика (далее - Политика) представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности УСЗН г. Арзамаса (далее – Учреждение), соблюдение норм антикоррупционного законодательства Российской Федерации.

2. В настоящем документе используются следующие термины и их определения.

Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»):

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Предупреждение коррупции – деятельность организации, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений.

Организация - юридическое лицо независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.

Контрагент – любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым организация вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.

Взятка – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Коммерческий подкуп – незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и правами и законными интересами организации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации организации, работником которой он является

Личная заинтересованность работника (представителя организации) – заинтересованность работника (представителя организации), связанная с возможностью получения работником при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

3. Целью настоящей Политики является разработка и осуществление разносторонних и последовательных мер по предупреждению, устранению (минимизации) причин и условий, порождающих коррупцию, формированию антикоррупционного сознания, характеризующегося нетерпимостью работников Учреждения к коррупционным проявлениям.

Задачами антикоррупционной политики Учреждения являются:

- устранение причин, порождающих коррупцию, и противодействие условиям, способствующим её проявлению;

- минимизация риска коррупционных действий и потерь от них;

- увеличение выгод от действий в рамках закона и во благо общественных интересов;

-вовлечение гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики;

- формирование нетерпимости по отношению к коррупционным действиям.

К принципам антикоррупционной политики Учреждения относятся:

- принцип неприятия коррупции в любых формах и проявлениях при осуществлении повседневной деятельности, в том числе во взаимодействии с контрагентами, представителями органов государственной власти, самоуправления, своими работниками и иными лицами;

- принцип личного примера руководства. Руководитель Учреждения и иные руководящие работники Учреждения должны формировать этический стандарт непримиримого отношения к любым формам и проявлениям коррупции на всех уровнях, подавая пример своим поведением, создавать внутриорганизационную систему предупреждения и противодействия коррупции;

- приоритет мер предупреждения коррупции и нравственных начал борьбы с коррупцией;

- недопустимость установления привилегий и иммунитетов, ограничивающих ответственность или усложняющих порядок привлечения к ответственности определенной группы работников Учреждения, совершивших коррупционные правонарушения;

- недопустимость ограничения доступа к информации о фактах коррупции и мерах антикоррупционной политики;

- мониторинг и контроль. Учреждение осуществляет мониторинг коррупционных рисков, в том числе причин и условий коррупции, в деятельности по осуществлению закупок для нужд учреждения и устранения выявленных коррупционных рисков;

- информирование и обучение. Учреждение размещает настоящую Политику в свободном доступе на сайте учреждения в сети Интернет, открыто заявляет о неприятии коррупции, приветствует и поощряет соблюдение принципов и требований настоящей Политики всеми контрагентами, и содействует повышению общего уровня антикоррупционной культуры работников путем информирования и обучения.

 

II. Область применения Политики

и круг лиц, попадающих под ее действие

 

Настоящая Политика предназначена для использования работниками учреждения, ответственными за реализацию мер по противодействию коррупции, в части соблюдения принципов и требований настоящей Политики и ключевых норм применимого антикоррупционного законодательства.

Кругом лиц, попадающих под действие Политики, являются работники учреждения, находящиеся с ним в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций.

Принципы и требования настоящей Политики распространяются на контрагентов, а также на иных лиц в тех случаях, когда соответствующие обязанности закреплены в договорах с ними, в их внутренних документах, либо прямо вытекают из действующего законодательств

 

Должностные лица учреждения,

ответственные за реализацию антикоррупционной политики и их обязанности,

связанные с предупреждением и противодействием коррупции

 

Эффективное управление антикоррупционной деятельностью учреждения достигается за счет продуктивного и оперативного взаимодействия следующих участников:

Руководитель Учреждения:

- утверждает настоящую Политику;

- рассматривает и утверждает изменения и дополнения к Политике;

- контролирует общие результаты внедрения и применения Политики;

- отвечает за организацию всех мероприятий, направленных на реализацию принципов и требований Политики;

- организует проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуального консультирования работников;

- оказывает содействие уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности учреждения по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;

- оказывает содействие уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия;

- осуществляет меры по предупреждению коррупции в Учреждении.

Заместители директора, Ведущий юрисконсульт:

- разрабатывает и представляет на утверждение руководителю Учреждения проекты локальных нормативных актов, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции (антикоррупционной политики, кодекса этики и служебного поведения работников и т.д.);

- осуществляет прием уведомлений о факте обращения в целях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками учреждения, и уведомлений о конфликте интересов работников учреждения;

Начальники отделов, секторов УСЗН г. Арзамаса, главный бухгалтер:

- обеспечивают соблюдение работниками Учреждения требований антикоррупционной политики Учреждения;

- принимают меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов и его урегулированию;

- оказывают работникам Учреждения консультативную помощь по вопросам этики и служебного поведения работников.

Учреждение гарантирует работникам отсутствие претензий и негативных последствий в случае раскрытия работником информации Учреждению или правоохранительным органам об известных ему фактах коррупционных правонарушений.

 

IV. Обязанности работников Учреждения,

связанные с предупреждением и противодействием коррупции

 

Работники Учреждения обязаны:

- воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени Учреждения;

- воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени Учреждения;

- незамедлительно информировать руководство Учреждения о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;

- незамедлительно информировать руководство Учреждения о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами Учреждения или иными лицами;

- сообщить руководству Учреждения о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.

Работники должны не ограничиваться обязанностями и предписаниями настоящей Политики, а предпринимать иные рекомендованные и необходимые меры для ведения системной, полномасштабной и всесторонней работы по комплексному противодействию любым возможным коррупционным проявлениям в Учреждении.

 

V. Перечень реализуемых Учреждением

антикоррупционных мероприятий

 

Нормативное обеспечение, закрепление стандартов поведения:

– принятие Кодекса этики и служебного поведения работников Учреждения;

– разработка и внедрение Положения о конфликте интересов.

Разработка и введение специальных антикоррупционных процедур:

– введение процедуры информирования работодателя работниками Учреждения о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений;

– введение процедуры информирования работодателя о коррупционных нарушениях других работников, контрагентов и иных лиц и порядка рассмотрения таких сообщений;

– введение процедуры информирования работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка его урегулирования;

– проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности, наиболее подверженных таким рискам, и разработка соответствующих антикоррупционных мер.

Обучение и информирование работников:

– ознакомление работников под роспись с нормативными документами по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;

– проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики коррупции;

– организация индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур.

Обеспечение соответствия системы внутреннего контроля и аудита учреждения требованиям Антикоррупционной политики:

– осуществление регулярного контроля соблюдения внутренних антикоррупционных процедур;

– привлечение внешних независимых экспертов при принятии антикоррупционных мер.

Оценка результатов проводимой антикоррупционной работы и распространение отчетных материалов:

– проведение регулярной оценки результатов работы по противодействию коррупции;

– подготовка и распространение отчетных материалов о проводимой работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции.

 

 

VI. Ответственность работников за несоблюдение

требований антикоррупционной политики

 

Работники Учреждения независимо от занимаемой должности несут ответственность за соблюдение принципов и требований антикоррупционной политики Учреждения.

К мерам ответственности за коррупционные проявления в Учреждении относятся меры уголовной, административной и дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

VII. Порядок пересмотра и внесения изменений в Политику

 

Пересмотр и внесение изменений в Политику осуществляется при выявлении недостаточно эффективных положений Политики либо при изменении требований применимого законодательства Российской Федерации и Нижегородской области в порядке, в котором принята Политика.


Управление государственной гражданской и муниципальной службы Нижегородской области

Прокуратура Нижегородской области

Памятка

о реализации норм законодательства

по уведомлению о фактах склонения

гражданских и муниципальных

служащих к совершению коррупционных правонарушений

Нижний Новгород

2017 год

 

Одной из обязанностей государственных и муниципальных служащих, установленных антикоррупционным законодательством, является обязанность уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к служащему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Указанная обязанность закреплена в статье 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции»:

 

«Статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений

1. Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

2. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.

3. Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем)».

В каждом государственном органе и органе местного самоуправления должен быть издан приказ об утверждении Порядка уведомленияпредставителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения гражданского или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений (далее – Порядок). Служащие должны быть ознакомлены с данным приказом и соблюдать установленный Порядок.

Перечень коррупционных правонарушений вытекает из определения коррупции, закрепленного в статье 1 Федерального закона «О противодействии коррупции». Это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Указанные противоправные действия представляют собой не что иное, как преступления, предусмотренные соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.

Злоупотребление должностными полномочиями – использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (часть 1 статьи 285 УК РФ).

Получение взятки – получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (часть 1 статьи 290 УК РФ).

Взятка может быть получена как за совершение действий (бездействие), которые входят в круг служебных обязанностей должностного лица, так и за незаконные действия (бездействие) – те, которые совершены должностным лицом с использованием служебных полномочий, однако в отсутствие предусмотренных законом оснований или условий для их реализации; относятся к полномочиям другого должностного лица; совершаются должностным лицом единолично, однако могли быть осуществлены только коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом; состоят в неисполнении служебных обязанностей; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

Дача взятки – дача взятки должностному лицу лично или через посредника (часть 1 статьи 291 УК РФ).

Посредничество во взяточничестве – непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере (превышающем 25 000 рублей) (статья 291.1 УК РФ).

Ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки – до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.

Злоупотребление полномочиями – использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства (часть 1 статьи 201 УК РФ).

Коммерческий подкуп – незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 УК РФ).

 

Предметом взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть незаконные выгоды или услуги имущественного характера.

Под незаконным оказанием услуг имущественного характера следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).

Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225 ГК РФ). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.

Кроме того форма взятки может быть завуалирована: к примеру, банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, товары, купленные по заниженной цене, заключение фиктивныхтрудовых договоровс выплатой зарплатывзяточнику, получение льготного кредита, «случайный» выигрыш и т. п.

Необходимо также знать, что статьей 19.28 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.

Как видно из приведенной правовой нормы, ответственность наступает не только за передачу незаконного вознаграждения, но даже за предложение или обещание такого вознаграждения, то есть за явно выраженное намерение произвести незамедлительно или когда-либо в будущем передачу денег, ценных бумаг, иного имущества, либо оказать услуги имущественного характера, передать имущественные права.

Под интересами юридического лица понимается совершение названных действий, в результате которых предполагается достижение юридическим лицом каких-либо целей деятельности, удовлетворение его текущих или перспективных потребностей, получение выгод и преимуществ, освобождение от ответственности и (или) обязательств либо их смягчение.

Предложение или обещание незаконного вознаграждения от имени или в интересах юридического лица должно исходить от лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Под лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, понимается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

В случае поступления предложения незаконного вознаграждения гражданскому или муниципальному служащему рекомендуется:

- вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем либо как готовность, либо как категорический отказ принять взятку;

- внимательно выслушать и точно запомнить предложенные условия (за совершение или несовершение каких именно действий предлагается незаконное вознаграждение, размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, последовательность решения вопросов);

- постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы и предложить хорошо знакомое место для следующей встречи либо место, указанное сотрудниками правоохранительных органов;

- не брать инициативу в разговоре на себя, больше «работать на прием», позволить потенциальному взяткодателю «выговориться», сообщить как можно больше информации;

- выяснить полномочия представителя юридического лица, от имени или в интересах которого предлагается незаконное вознаграждение (наличие полномочий на представление интересов организации в силу устава (директор организации) либо соответствующим образом оформленной доверенности);

- при наличии диктофона постараться записать (скрытно) предложение о взятке либо обеспечить (по возможности) наличие свидетелей разговора (например, коллег).

Следует иметь ввиду, что предложение незаконного вознаграждения может поступить не только при личном контакте в устной форме либо путем совершения своеобразных «конклюдентных действий».

На практике встречались случаи, когда такого рода обращения поступали от неизвестных лиц в электронной переписке на странице государственного или муниципального служащего в социальных сетях, а также когда сумма незаконного вознаграждения при личной беседе не произносилась вслух, а демонстративно набиралась на экране мобильного телефона так, что ее видел государственный служащий.

 

В соответствии с установленным в органе Порядком в случае обращения к гражданскому или муниципальному служащему третьих лиц с целью склонения к совершению коррупционных правонарушений, он обязан незамедлительно (сроки определяются Порядком) уведомить об этом представителя нанимателя.Форма уведомления (сведения, которые должны содержаться в уведомлении), также устанавливаются приказом государственного органа или органа местного самоуправления об утверждении Порядка.

Наряду с представителем нанимателя следует уведомить обо всех случаях склонения служащего к коррупционному правонарушению органы прокуратуры, иные государственные органы (МВД, ФСБ и т.д.) – по усмотрению служащего в зависимости от конкретной ситуации.

Правоохранительные органы следует информировать всегда в тех случаях, когда сомнения в намерении обратившегося передать незаконное вознаграждение минимальны.

В таких ситуациях лучше договориться с взяткодателем о повторной встрече на нейтральной территории для уточнения деталей «сделки» с тем, чтобы обеспечить правоохранительным органам возможность контроля за развитием событий и пресечения противоправных действий.

При повторной встрече следует точно выполнять все указания оперативных сотрудников правоохранительных органов.

Письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления круглосуточно. В дежурной части органа внутренних дел, Следственного комитета Российской Федерации, Федеральной службы безопасности заявителя обязаны выслушать и принять сообщение, при этом следует поинтересоваться фамилией, должностью и рабочим телефоном сотрудника, принявшего сообщение. Заявитель имеет право получить копию своего заявления с отметкой о регистрации его в правоохранительном органе или талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшем сообщение, и его подпись, регистрационный номер, наименование, адрес и телефон правоохранительного органа, дата приема сообщения.

В правоохранительном органе полученное от гражданина сообщение (заявление) должно быть незамедлительно зарегистрировано согласно требованиям Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Гражданин имеет право выяснить в правоохранительном органе, которому поручено заниматься исполнением заявления, о характере принимаемых мер и потребовать принять его руководителем соответствующего подразделения для получения более полной информации по вопросам, затрагивающим его права и законные интересы. В случае отказа принять сообщение (заявление) о даче взятки гражданин имеет право обжаловать эти незаконные действия в вышестоящих инстанциях (районных, областных, республиканских, федеральных), а также подать жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в органы прокуратуры. При этом основные задачи по борьбе с коррупцией, а именно: выявление сфер деятельности, наиболее подверженных коррупции, установление причин данного явления, механизмов коррупционных сделок, а также факторов, способствующих совершению преступлений коррупционной направленности, возложены на подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел.

 

Невыполнение служащим установленной статьей 9 Федерального закона «О противодействии коррупции» обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение со службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В некоторых случаях за недонесение о фактах коррупции возможно привлечение к уголовной ответственности.